ПРАВИЛА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ.
РАЗДЕЛ I.
Права, обязанности учащегося
Права учащегося
1. Права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией
ООН о правах ребенка, действующим Законодательством Российской Федерации, договором
между школой и родителями (лицами их замещающими) ребенка.
2. Свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений; взглядам учащегося
уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.
3. Свобода получения информации.
4. Свобода мысли, совести и религии.
5. Уважение человеческого достоинства.
6. Получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными
стандартами, развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей
в самом полном объеме.
7. Обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным
планам в порядке, определяемом уставом школы (обучение на дому по медицинским показаниям), экстернат.
8. Получение дополнительных платных образовательных услуг.
9. Открытая оценка знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету
исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.
10. Заблаговременное уведомление о сроках и объеме контрольных работ в соответствии
с графиком; в течение дня может быть проведена только одна контрольная. Не допускать более
одной контрольной работы в неделю для 1-6 классов, не более двух контрольных работ в 7-11 классах.
11. Дополнительная бесплатная помощь учителя в приобретении знаний на специальных занятиях,
предусмотренных графиком работы школы и учителя.
12. Участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.
13. Отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.
14. Участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом школы.
15. Льготы и материальная помощь в соответствии с действующими нормами.
16. Перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.
17. Создание различных общественных объединений, если они не противоречат Уставу школы.
18. Отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.
19. Отсутствие домашнего задания на понедельник в классах с 1-го по 4-й включительно
(кроме чтения художественной литературы), а также отсутствие задания на каникулы для учащихся всей школы.
20. Использование для выступлений средств массовой информации школы, издание газеты, радио.
21. Право учащихся знать о проставленных оценках как за устные, так и за письменные работы.
22. Право создать общественную организацию по защите прав учащегося в составе учителей, родителей, учеников.
Общие правила поведения
1. Учащийся приходит в школу за 10-15 минут до начала занятий, чистый и опрятный,
снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает свое рабочее место и готовит все
необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.
2. Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые,
огнеопасные вещества; спиртные напитки, наркотики, другие одурманивающие средства и яды.
3. Нельзя без разрешения педагогов или медицинской сестры (по согласованию с родителями) уходить из
школы и с ее территории в урочное время.
4. В случае пропуска занятий до трех дней, учащийся должен предъявить классному руководителю справку
или записку от родителей (лиц, их замещающих) о причине отсутствия на занятиях. В случае пропуска
занятий более трех дней, учащийся обязан представить справку из медицинского учреждения.
5. Учащийся школы должен проявлять уважение к старшим, заботиться о младших. Школьники уступают дорогу
взрослым, старшие - младшим, мальчики - девочкам.
6. Вне школы учащиеся ведут себя везде и всюду так, чтобы не уронить свою честь и достоинство, не
запятнать доброе имя школы.
7. Учащиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу,
соблюдают чистоту и порядок на территории школы.
8. Учащимся во всех случаях следует уважать чужие права собственности. Книги, куртки и прочие личные
вещи, находящиеся на территории школы, принадлежат их владельцам.
9. К учащимся, присвоившим чужие личные вещи, будут применены дисциплинарные взыскания.
10. Физическая конфронтация, запугивание и издевательства являются недопустимыми формами поведения.
Школа категорически осуждает подобные попытки унижения, подчинения или манипулирования людьми.
11. В школе не разрешается жевать резинку на уроках.
12. Ученик обязан выполнять домашние задания в сроки, установленные школьной программой.
13. По первому требованию учителя следует предъявлять дневник.
14. Ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике.
15. Приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности.
Поведение на занятиях
1. Когда учитель входит в класс, учащиеся встают, приветствуя учителя. Подобным образом учащиеся
приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий.
2. Каждый учитель определяет правила поведения учащихся на своих занятиях; эти правила не должны
ущемлять достоинство ученика.
3. Во время урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других товарищей от занятий
посторонними разговорами, играми и другими не относящимися к уроку делами.
4. Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен попросить разрешения педагога.
5. Если учащийся хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя, он поднимает руку.
6. Во время урока ученик вправе задавать вопросы учителю, если не понял материал во время объяснения.
7. Ученик имеет право апелляции по поводу оценки, если он не согласен с ней. Апелляция подается завучу в
течение двух дней после объявления оценки.
Поведение учащихся до начала, в перерывах и после окончания занятий
1. Во время перерывов (перемен) учащийся обязан:
• навести чистоту и порядок на своем рабочем месте;
• выйти из класса, если попросит учитель;
• подчиняться требованиям дежурного учителя по этажу.
2. Время перемены - личное время каждого учащегося. Он может его проводить по своему разумению, однако,
не должен мешать другим.
3. Дежурный класс помогает дежурному учителю следить за соблюдением дисциплины во время перемен.
4. Во время перемен учащимся запрещается бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах,
не приспособленных для игр
5. Во время перемен учащимся запрещается толкать друг друга, бросаться предметами и применять
физическую силу
6. В школе категорически запрещается курение.
7. Категорически нельзя самовольно раскрывать окна, сидеть на подоконниках.
8. На переменах и в ходе учебного процесса школьники могут обратиться к своему классному руководителю,
дежурному учителю, дежурному администратору, к Уполномоченному по защите прав участников
образовательного процесса за помощью, если против них совершаются противоправные действия.
Обязанности дежурного по классу
1. Дежурные назначаются в соответствии с графиком дежурства по классу.
2. Дежурные помогают педагогу подготовить класс для следующего урока, производят посильную уборку
классного помещения.
3. Во время перемены дежурный ученик (ученики) проветривает класс, помогает учителю развесить
учебный материал для следующего урока, раздает тетради по просьбе учителя.
4. В конце рабочего дня дежурные учащиеся готовят класс для следующего рабочего дня (протирают пыль
с мебели, поливают цветы, моют полы).
Поведение учащихся в столовой
1. Во время еды в столовой учащимся надлежит придерживаться хороших манер и вести себя пристойно.
2. Учащиеся должны уважительно относиться к работникам столовой.
3. Разговаривать во время еды следует негромко, чтобы не беспокоить тех, кто ест по соседству.
4. Употреблять еду и напитки разрешается только в столовой.
5. Учащиеся убирают стол после принятия пищи.
6. Учащиеся бережно относятся к имуществу школьной столовой.
7. Запрещается приходить в столовую в верхней одежде.
8. Запрещается выносить из столовой еду.
Рекомендации к внешнему виду учащихся
1. В школу учащиеся должны приходить в школьной форме.
2. Одежда должна соответствовать возрасту, выражать уважение хозяина к самому себе и обществу.
3. Рекомендуется не применять излишнюю косметику и не носить много украшений на занятия.
4. В школе все учащиеся ходят в сменной обуви.
5. Спортивная одежда предназначена для урока физической культуры, на других уроках она неуместна.
6. Находиться в школе в верхней одежде без особых на то причин не разрешается.
7. На уроках технологии дети должны иметь рабочую форму.
8. На торжественные общешкольные мероприятия учащиеся приходят в соответствующей форме.
9. На праздничные вечера, концерты учащиеся выбирают одежду по рекомендации родителей и по своему усмотрению.
РАЗДЕЛ II.
Права, обязанности учителя и воспитателя
Права учителя и воспитателя
Учитель, воспитатель имеет право:
1. Участвовать в разработке и применении методик воспитания и обучения детей по образовательной
программе школы.
2. Участвовать в организации и управлении школы, выдвигать свою кандидатуру на любую должность.
3. Высказывать (устно и письменно) в корректной форме без нарушения правового пространства учителя
или воспитателя критические замечания о деятельности любого работника школы или системы образования.
4. Обращаться индивидуально или в составе группы лиц в любые руководящие инстанции с заявлениями,
предложениями, жалобами.
5. Повышать квалификацию в педагогических училищах, вузах, аспирантуре и других учреждениях с
получением стипендии при наличии соответствующих фондов, самостоятельно определять формы и методы
своей образовательной деятельности в рамках образовательной концепции школы.
6. Отказаться от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных
обязанностей и конкретных обязательств.
7. На создание условий для осуществления учебно-воспитательного процесса, получения рабочего места,
оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда,
снабженного необходимыми пособиями и иными материалами.
8. На защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, родителей
учащегося или ученика. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут
быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательного
учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью,
или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников.
9. На свободу совести.
10. Знать о замене уроков заранее.
11. На оплату труда в выходной и нерабочий праздничный день или по желанию учителя, ему может быть
предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в
одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
12. На дополнительный отпуск сроком до 1 года через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы,
порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) Уставом школы.
13. Учитель физической культуры имеет право не допускать учеников к занятиям без спортивной формы
(но ученик, забывший форму, находится в спортивном зале под присмотром учителя).
14. В деликатной форме высказывать претензии к ребенку
15. Требовать от родителей создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня).
16. Требовать от родителей посещения родительских собраний.
17. На защиту от неоправданного вмешательства родителей в круг профессиональных обязанностей учителя.
18. На защиту профессиональной чести и достоинства.
19. На творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.
20. Требовать от учащегося соблюдения Правил школьной жизни, уважения к традициям учебного учреждения.
21. Приобщать учащегося к ведению здорового образа жизни.
Обязанности учителя и воспитателя
Учитель, воспитатель обязан:
1. Уважать человеческое достоинство ученика, видеть в нем личность.
2. Быть нравственным примером для своих учеников.
3. Повышать свой профессиональный уровень.
4. Уважать право ребенка на собственное мнение и убеждение.
5. Поддерживать дисциплину методами, исключающими физическое насилие.
6. Предупреждать возможный травматизм детей.
7. Осуществлять дежурство по школе в соответствии с графиком дежурства.
8. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся на своем уроке.
9. Своевременно выставлять оценки в дневник.
10. Не выгонять ученика с урока, даже если он нарушает дисциплину.
11. Не отпускать ребенка из школы во время занятий без записки от родителей или без справки медицинской сестры.
12. Оценивать не личность ребенка, а его ответ.
13. Сравнивать ученика с самим собой, а не с другим учеником.
14. Найти положительные моменты даже в неудовлетворительной работе ученика.
15. Не задавать домашнее задание на каникулярное время и выходные дни в 1-4-х классах,
кроме чтения художественной литературы.
16. Не опаздывать на урок.
17. Содержать в порядке свое рабочее место, следить за сохранностью школьного имущества, своевременно
сообщать о поломках в соответствующие службы.
18. Сдать в школьную библиотеку методическую и художественную литературу, уходя в очередной отпуск
или увольняясь с данного места работы.
19. Сдавать в конце учебного года заместителю директора по хозяйственной части ТСО.
20. Использовать современные методики обучения.
Классный руководитель обязан:
1. Своевременно предупреждать родителей о родительских собраниях.
2. Регулярно проверять дневники.
3. Находиться со своими учениками во время школьных мероприятий.
4. Составлять график дежурства по классу.
РАЗДЕЛ III.
Права, обязанности родителей
Права родителей
Родители имеют право:
1. На выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и
видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или в негосударственных
учебных заведениях.
2. На прием детей в образовательное учреждение №1037 в соответствии с Уставом школы и
Законом г. Москвы об Общем образовании.
3. На ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими
организацию образовательного процесса.
4. На участие в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети
(родительские комитеты классов, Совет школы).
5. На ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками
успеваемости своих детей.
6. На перевод ребенка, получившего образование в семье, для продолжения образования в образовательное
учреждение при положительной аттестации.
7.При возникновении спорных вопросов обсуждать их с учителем, администрацией школы или Уполномоченным
по правам участников образовательного процесса.
8. Обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями.
Никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание,
несовместимое с их убеждениями.
9. Оказывать материальную помощь образовательному учреждению в форме, предусмотренной Уставом;
ознакомиться с материалами об использовании средств.
10. Проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на посещение родительских собраний, а также
на получение информации о своем ребенке, если это не противоречит закону и не наносит вреда ребенку
11. С согласия администрации познакомиться с учителями, с расписанием уроков до начала учебного года.
12. Требовать соблюдения прав ребенка.
13. На полную информацию об учебном процессе.
14. На дополнительную встречу с учителем, если родитель считает, что на то есть основания.
15. Высказывать обоснованную критику в адрес школы на родительских собраниях, а также при встрече с
директором школы.
16. На своевременную информацию о родительских собраниях и встречах родительской общественности с
директором школы.
17. В случае конфликта между родителем и учителем, между учителем и учащимся, а также в случае
конфликта между самими учащимися на перевод ребенка с согласия администрации в другой класс.
Обязанности родителей
Родители обязаны:
1. Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причиняя вред их физическому и
психическому здоровью, нравственному развитию, воспитывать детей, исключая пренебрежительное, грубое,
жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление, эксплуатацию.
2. Обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе
или другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении.
3. Выполнять Устав образовательного учреждения.
4. Не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему
характеру входят в круг профессиональных обязанностей.
5. Обеспечивать в меру своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для
нормального развития ребенка.
6. Обеспечить ребенка всем необходимым для посещения школы (канцелярские принадлежности, спортивная
форма, дополнительные учебные пособия).
7. Регулярно посещать родительские собрания, посещать школу по вызову классного руководителя или
администрации школы.
8. Отпускать ребенка на внеклассные школьные мероприятия, если ребенок здоров и сам того желает.
9. По возможности выделять материальные средства на посещение театров и музеев, если этого требует
программа класса или школы,
10. Соблюдать внутренний распорядок школы (забирать ребенка из школы только после окончания урока,
не отвлекать учителя вопросами во время урока).
11. Контролировать посещаемость уроков, выполнение домашних заданий и результаты учебного процесса.
12. Родители обязаны следить за внешним видом ребенка.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В соответствии с действующим законодательством:
1. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российском Федерации порядке
ответственность за:
• невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
• реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом
и графиком учебного процесса;
• качество образования своих выпускников;
• жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во
время образовательного процесса;
• нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
• иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. (Ст. 32. З-н «Об образовании»)
2. Работники образовательного учреждения
Помимо общих оснований для увольнения работников в соответствии с действующим Трудовым Законодательством,
основаниями для увольнения педагогических работников являются:
• совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка,
несовместимого с продолжением данной работы (п.8 ст. 81 Трудового кодекса РФ);
• повторное в течение года грубое нарушение Устава образовательного учреждения (ст.336
Трудового кодекса РФ);
• применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или)
психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника (ст.336 Трудового кодекса РФ);
• появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения
(ст. 56 Закона «Об образовании»).
3. Ответственность родителей
• родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их
воспитание, получение ими основного общего образования (ст. 52 Закона «Об образовании»);
• родители учащегося, переведенного в следующий класс условно, несут ответственность за
ликвидацию обучающимся академической задолженности в течение следующего учебного года
(ст. 17 Закона «Об образовании»);
• неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями
несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов
несовершеннолетних – влечет привлечение к административной ответственности (ст. 5.35. Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ).
4. Ответственность учащихся
По решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава
образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся,
достигших возраста пятнадцати лет.
Исключение обучающего из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали
результата и дальнейшее пребывание обучающего в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на
других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное
функционирование образовательного учреждения.
Решение об исключении обучающегося, не получившего основного общего образования, принимается с учетом мнения
его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства. (Ст.19 «Закон об образовании»)
Назад